В нашем чрезмерно материалистическом мире вырастить благодарного ребенка очень сложно, а ведь благодарность — одна из черт счастливого человека, это способность ценить то, что у тебя есть.
Научить ребенка говорить «пожалуйста» и «спасибо» можно, но этого недостаточно! Чтобы привить эту способность, следует регулярно повторять приведенные ниже упражнения.
Подарки этого дня
Ежедневно, например, вечером за ужином уделите с ребенком минутку и перечислите вместе «дары» вашего сегодняшнего дня: моменты, события, впечатления, за которые вы благодарны. Это может быть все что угодно – новые люди, праздники, игры, угощения, даже музыкальная пауза на уроке! Главная цель такого упражнения — научиться смотреть на то, что с нами происходит как на подарок. Можно даже завести «Дневник благодарности».
День добротворения
Выделите один день в месяце, когда вы и ваши дети делаете что-то бесплатное и полезное для других: собираете вещи для детских домов, покупаете корм для собачьего питомника, убираете двор. Такая активность поможет детям понять важность того, что приятно не только брать, но и отдавать. Это важный компонент благодарности.
Дневник памяти
Хорошие моменты нужно закрепить. Вспоминая приятные события дня, проговаривайте: «Ты помнишь, как тебе понравилось, когда…, «Как ты был рад, когда…», «Как ты был счастлив, когда…». И даже негативную ситуацию можно превратить в повод для благодарности, например, когда вы приготовили что-то, что ребенок отказывается есть: «Как это здорово, что мы не заставляем тебя есть то, что тебе не нравится!»
Ты — мой помощник!
Если детям говорить это, они будут чувствовать, что их ценят, и действительно будут помогать и стараться больше.
Ты — заботливый
Способность заботиться о других – частью способности быть благодарным. Когда ребенок делает что-то даже очень рутинное: убирает свои игрушки или убирает в раковину свою тарелку после еды, отметьте его старания: «Вот, какой ты заботливый!». Конечно, скажите еще и «спасибо», но здесь важно – похвалить их и поддержать в них мысль о том, что они внимательны, ответственны и заботливы.
Чем мы можем поделиться сегодня с другими?
То, что нам было давно известно, подтвердилось и научными исследованиями: маленькие дети счастливее, когда имеют возможность угощать и делиться с другими. Но больше радости им приносит тот подарок, который дорог им самим: сделан собственными руками или куплен на сэкономленные деньги. На самом деле, добрые слова тоже можно дарить. Можно поделиться угощением или игрушкой. Ваша задача — следить, чтобы это происходило (осознанно) хотя бы раз в день.
Нам так повезло!
Каждый день в любое время закрепите чувство того, как вам повезло: что через 2 дня выходные, что на ногах удобные и красивые башмаки, что в кафе есть свободный столик и мороженое.
Как здорово, правда?
Это упражнение похоже на предыдущее, но лучше иногда просто менять фразу, для разнообразия. «Как здорово, когда вся семья пьет чай вместе, правда?» или «Как здорово, что у нас есть время поваляться на диване, правда?» или «Как здорово, что мы можем делиться мыслями и идеями, правда?»
Счастье — это не результат получения нами чего-то, чего у нас нет, это признание ценности того, что у нас есть. Запомните: маленькие дети (да и дети по-старше) не видят, сколько ваших усилий стоит их комфорт и радостное детство, сколько времени вы потратили для того, чтобы на полдня вывести их на пикник или
Ваша задача – регулярно вместе с ними учиться замечать и ценить то, что они имеют. И тогда они обязательно научатся ценить ваш родительский труд и все то, что их окружает.
Перевод статьи с сайта themilitarywifeandmom.com.