Если бы мои дети не видели никаких экранов, не проявляли интереса к телефонам и планшетам, не смотрели мультики до того момента, когда их мозг и нервная система к этому готовы — было бы идеально. Но где я, а где идеально.
Раньше я работала с младшей дочкой на одном колене и мультиками для нее на половине экрана. Раньше семейный обеденный стол был рабочим, и мы часто смотрели что-то за едой.
Сейчас обстановка изменилась, а привычка смотреть мультики во время еды — никуда не делась. А также привычка смотреть их, пока я отсыпаюсь после ночной работы. Смотреть, когда я занята чем-то дома, или когда ухожу. Нет, они не смотрят мультики каждую свободную минуту, но порой мне так кажется.
Я попалась в удобную ловушку: ребенок что-то смотрит, занят, а я занимаюсь в это время своими делами.
Использование экранов в наше время — основной источник получения и обмена информацией, и без них обойтись практически невозможно. У меня нет работающего сутками телевизора, но нет и ни одной распечатанной фотографии детей. Я сама люблю поесть под сериал, люблю листать Инстаграм, несколько раз в день смотрю почту и отвечаю на сообщения.
Я не вижу сценария, в котором мои дети полностью изолированы от экранов, потому что, как минимум – они живут со мной.
Тем не менее, я решила плавно разобраться, осмыслить и упорядочить их экранное время. Получается у меня не все, и не сразу, но прогресс есть.
Содержание
Сначала я заметила, что меня перестало устраивать качество мультфильмов, которые смотрят мои дети. Следом за безобидной внешне и прекрасной внутренне Свинкой Пеппой, на детей в youtube валилась невероятно уродливая анимация и видео с распаковкой игрушек. Я пробовала приложения для блокировки определенных видео и каналов, приходила выключать вручную, но это была борьба с зомби. Сколько их не уничтожь, вылезут новые, ещё страшнее.
В итоге я сделала детям папку с хорошими мультфильмами (полнометражные студий Пиксар и Гибли, фильмы Томма Мура и другая хорошая мультипликация, обучающие песенки и др.), и стала отключать интернет на компьютере в дневное время. «Сейчас интернета здесь нет, смотрим то, что есть на компьютере» — такая формулировка устроила и детей, и меня.
В телефоне у меня тоже есть специальная папка с очень придирчиво отобранными приложениями и играми для детей. В поездках, заведениях, и даже иногда дома это не только выручает, еще и чему-то учит.
Список игр и мультиков я составила не только исходя их своих предпочтений, но и наблюдая за детьми, обсуждая с ними и вникая в то, что им нравится. Иначе бы не сработало.
Время
Со временем, проведенным у экрана, сложнее. И над этим я еще работаю. Здесь не получится просто взять и выключить планшет по таймеру (я пробовала, меня не поняли) или лишить его полностью. Поможет только изменение некоторых привычек, включенность в процесс и наше общее с детьми терпение.
Очевидно одно – из компьютера/телефона/планшета нельзя делать что-то порочно-запретное в глазах ребенка. Это принесет больше вреда и нездоровых реакций, как и все жесткие запреты, которые не касаются безопасности. Точно так же нет смысла превращать экранное время в награду за хорошее поведение или сделанные уроки.
Я просто хочу, чтобы дети воспринимали это спокойно, без особого трепета, как один из многих способов провести время. Поездка в кино — это да, праздник и большая радость для нас всех, а посмотреть что-то дома — обычное дело.
Поэтому, для начала, я стала рассказывать детям, чем именно вредно долгое пребывание у экрана, и почему я хочу им это время сократить. Про то, что устают глаза, мозг и тело, причем у взрослых тоже. На своем примере и примере папы рассказала, что может болеть голова, спина, шея, если вовремя не размяться при работе за компьютером.
Подобные разговоры в своё время были и про сладости: мы все любим сладкое, но не едим его постоянно, потому что организму это не нужно. Моя старшая дочь особенно любит послушать про работу мозга и тела, поэтому ее легко заинтересовать и добиться какого-то понимания.
Потом я отказалась от попыток работать за компьютером днем, когда дети рядом, и постаралась свести к адекватному минимуму использование телефона при детях.
Во-первых, детям нужен пример здорового отношения к гаджетам. Во-вторых, им нужна я.
Надо понимать, что для изменения привычки закрепившимся действиям нужно подобрать замену. Я отметила, когда и почему дети включают себе мультфильмы. Утром — во время еды и пока я не встала. Днем — за едой и если не пошли гулять, а я чем-то занята, вечером — то же самое.
И если на мультик за утренней кашей я согласна, потому что когда-то мне все же нужно спать, то в остальное время можно обойтись и без экрана.
Когда я готовлю днем, я стараюсь вовлекать детей – мне нравится, когда они мне помогают, пробуют сырую еду, грохочут кастрюлями и путаются под ногами. Это может раздражать, мешать. Проще, конечно, сделать все самой и быстро, но важнее для меня – делать это вместе, и я получаю от этого удовольствие.
Еще я хочу изменить жесткую привязку «еда-мультики». Потихоньку зову детей поесть вместе, поговорить о чем-то за едой, просто побыть рядом. Бывает, что они отказываются, и я не настаиваю.
Если мы не пошли гулять, то будем рисовать, лепить, дурачиться, сидеть в ванной час, смотреть книжки. Самое главное — делать все это вместе, особенно в начале пути отучения от экрана. Через какое-то время дети насыщаются общением со мной, видят альтернативы компьютеру и учатся сами себя занимать.
Автор Саша Паис.