Игры

Как создать баланс в использовании гаджетов детьми

Предлагаем вашему вниманию практические советы многодетной мамы, блогера, спортсменки и активистки Анны Малюты о том, как создать баланс в жизни детей в использовании гаджетов и успеваемости во всех других сферах жизни.

Дети и гаджеты”«Хватит сидеть в телефоне» – три слова, которые мы говорим друг другу и нашим детям каждый день.

Я понимаю как не просто обстоят дела в тандеме гаджет-ребёнок в нашем современном мире, что уж говорить про детей если сами родители в телефонах и компьютерах проводят не мало времени не только на работе, но и дома.

Я категорически против гаджетов и игр минимум до 3-х летнего возраста, все эти «развивалки» с 6-9 месяцев больше вредят, чем развивают (моё личное мнение, никому не навязываю)

Сразу скажу, что говорю с позиции «неработающей» мамы, которая много времени проводит дома с детьми. Ситуация, когда оба родителя весь день работают и не могут мониторить досуг своего ребёнка дома после школы сложнее, но не безнадежно. Давайте отсюда и начнём. Как повлиять?

Мы, родители, можем сделать телефон в руках нашего ребёнка или врагом или союзником для нас. Что делать, если ребёнок уже окунулся в виртуальный мир и ему это нравится?

Как изменить ситуацию, вернее сделать так, чтобы «и волки сыты и овцы целы»?

1. Самим стать интересными ребёнку, стать ему другом и наставником, авторитетом который понимает его, желает добра и личностного роста. Наша задача не «накормить, одеть и запретить»! Наша задача построить отношения так, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным и принятым; знал границы и свою ответственность. И смартфон нам, родителям, в этом поможет!

2. Создайте семейную группу в Вайбере (мы так сделали и практикуем такие виртуальные посиделки когда путешествуем без детей или коммуницируем вне дома). Пока родители на работе, а дети в школе и дома – можно общаться: слать фото и переписываться. Но прошу вас – не превращайте эту группу в набор формальных вопросов и указаний!

3. Не спрашивайте как дела в школе, какие оценки, помыл ли посуду и вынес ли мусор (ну ладно, пусть это будет но не больше 10% от других тем). Пусть ваши фото с работы будут смешными и интересными, а вопросы душевными!

4. Формальность это скука, особенно когда тебе 10 или 14.

5. Стройте отношения в сети. Когда дома вечером все заняты уроками, уборкой и готовкой, а усталость и суета лишают вас всякого энтузиазма в общении с ребёнком. Вы хотите чтобы вас просто не трогали, у вас болит голова…то виртуальное общение ваш союзник (но не замена реальному на 90-100%!). Просто молча обнимайте или посидите рядом с ребёнком в его позе 5 минут, просто побудьте рядом (без телефона а руках). Общайтесь и переписывайтесь виртуально днём, когда у вас больше сил и времени на подумать и вложить.

Только сделайте выходные в реальном времени – общайтесь вживую. Но мой ребёнок отвечает мне на смс только «да» «нет» «не знаю» «нормально» «ничего» – он не хочет общаться и отвечать! Ему не интересно! – скажете вы. Общайтесь на интересные ребёнку темы. Стройте базу! На это нужно время и не мало. Вы не можете перепрыгнуть с 1 -го уровня доверия на 10-й за месяц. Любые отношения требуют времени и посвященности. В переписке рассказывайте о себе, своих интересах, о своём детстве, своих страхах и переживаниях (только не обо всем сразу!), рассказывайте о своих мечтах, рассказывайте, как вы любите и скучаете за сыном или дочкой, как хотите обнять.

Напишите о своих планах на вечер, попросите ребёнка поделиться, как он видит вечер дома с семьей – что ему не хватает, что раздражает, что радует, за чем он скучает. Постарайтесь прочувствовать душевные потребности вашего ребёнка и понять его.

Умейте слушать и не критиковать. Молитесь за своего чада в переписке, благословляйте его, шлите места из библии (желательно в современном переводе). Если это групповая переписка со всеми детьми – предлагайте обсуждения разных тем, давайте задания (а вечером дома можно продолжить за ужином) Когда детей несколько – все равно общайтесь в сообщениях с каждым ребёнком отдельно, хоть пару раз в неделю.

Используйте смартфон для игр с детьми (о, чувствую как летят камни в мой огород). Дети просят вас поиграть или закачать новую игру или посмотреть вместе прохождение сложного участка? Вам может быть совсем не интересно (вы слишком святы для этого), но когда ребёнок приглашает вас в свой виртуальный мир – сделайте шаг на встречу! Так ваш сын или дочь почувствуют, что вы участник его интересов, а не отгораживаетесь от него «играй во что хочешь, только не мешай». Именно в такие моменты дети чувствуют себя отверженными. Говоря «да» – вы приобретаете вес для своего ребёнка. Вы делаете шаг на его территорию, и тогда он будет делать охотнее шаги на вашу территорию – такая себе синергия. Если ребёнок принят, он с большим старанием и участием будет исполнять ваши просьбы и задания!

Ставьте границы, планируйте. Таймер ваш друг, приучайте играть детей по таймеру, а также предлагайте играть 30 мин в настольную игру или чтение вместе, потом 30 мин прогулки на свежем воздухе, потом 30 мин игра на гаджете. Создавайте разнообразие. Ставьте границы допустимых тем для игр, не полагайтесь на «профессионализм» ребёнка, не давайте играть во что попало.

Это важно! Когда родители пускают виртуальную жизнь на самотёк (как свою так и ребёнка) не выстраивают границ – вырастают пассивные и чужие друг другу люди на одной территории.

Расскажу вам как в нашей семье обстоят дела с гаджетами – все честно и без прикрас. Расскажу про внедрения и практикование разных лайфхаков у нас дома, что получается, а что нет.

Как вы знаете, у нас 5 сыновей – Обеспечить всех детей смартфонами, купить им общий планшет и компьютер – это была посильная задача для нашей семьи за прошедшие 5 лет, например. Но мы намеренно выбрали другой путь. Также у нас нет телевизора много-много лет, появилась плазма на стене в 2016, но тв каналы мы так и не смотрим, это больше для фильмов и мультиков всей семьей.

Первые личные смартфоны у старших Макса и Андрея появились в 14 и 12 лет (в прошлом году на дни рождения). До этого были кнопочные, а иногда и вовсе не было, Андрей в позапрошлом году несколько месяцев пользовался моим старым самсунгом, но он так глючил, что звонить и играть в игры на нем было крайне сложно.

Тиме, (8 лет) в конце прошлого года купили кнопочный телефон (до этого была связь в школе через учителя), смартфон планируем ему покупать не раньше 2020 года. Алёша (6 лет) без телефона и пока не планируем, посмотрим как первый класс пойдёт, если посчитаем нужным – купим кнопочный. Лев (скоро 2 года) – в руках гаджетов никогда не держал, на телефоне не играл и мультики не смотрел, (единственное что практиковалось несколько месяцев назад – смотреть фото и видео нашего семейного летнего путешествия у мамы на руках, но сейчас мы и эту лавочку совсем прикрыли) Лёвику начали включать первые мультики этой зимой, старые добрые мультики по тем книжкам, что мы читали вместе. Сейчас он больше любит песенки – такой у него музыкальный период.

У детей нет своего компьютера или планшета. Был в 2013-2015 году папин айпад и старый стационарный комп от бабушки, но долго они не прожили и уж слишком часто мы их чинили, а новые покупать не захотели – были другие приоритеты. Было время когда у нас был один компьютер на всю семью и два айфона (мой и мужа) – хорошее было время;)

Я думаю, что именно благодаря тому, что у детей не было своих личных компов, планшетов и смартфонов (пожирателей времени) они столько играли вместе в ролевые игры, возились часами с лего и читали много книг.

Игры по таймеру. Это наша фишка с самого начала внедрения виртуального игрового пространства в семье. Это аксиома идущая сквозь года и никто даже не спорит. Самое популярное время для Тимы и Алёши, например это 15 минут за раз на телефоне (моем или мужа) – если 30 минут, то это большая радость, а если 60 мин игр – то это восторг и иногда нужно потрудится, чтобы родители разрешили столько играть за раз. Таких отрезков (кроме часовых) может быть 2-3-4 за день. Иногда дети просят добавить 5-10 мин, чтобы по/доиграть и в 50% случаев мы говорим да. Макс и Андрей тоже так играли много лет, но сейчас мы их уже выпустили из этого регламента игр по таймеру на телефоне (взрослые и самостоятельные, пусть учатся сами планировать и ограничивать себя) Исключение для старших это игра на родительском компе (моём или Руслана) тут правило таймера ещё действует – вчера, например, было по 15 мин каждому, а может быть и по 2 часа каждому

«Выполнить базу» перед играми. Например собрать игрушки, почитать книгу, сделать уроки, загрузить посуду в машинку, пропылесосить пол и т.д. У нас это не всегда, но часто.

«Тайм аут» от игр. Сын намеренно перешёл границы – отказывался вовремя ложиться спать, баловался -мучал маму до 11 вечера (это про Алёшу;), дрался с братом, втихаря играл после звука таймера (все наши это проходили), непослушание, неуважение к родителям – тогда последствие – день, три, неделя, 3 недели без игр. В зависимости от того, как далеко зашёл ребёнок. Мы иногда наказывали всех от игр на долгое время. Главное, чтобы такие наказания были в пределах разумного и не превращались в террор и манипуляцию детьми. Мера важна не только для детей, но и для их родителей.

Неудачные эксперименты. Было и такое…вагон и тележка…вот пример: когда у Андрея появился свой смартфон то он реально увлёкся им. Скажу вам про своего второго сына – он очень способный и понятливый во всем, что касается игр, программирования и работы с видеоматериалами (сам снимает свой сериал и монтирует в главной роли с тюленем Снежком, вышло уже 6 серий для домашнего просмотра). И это его ниша в которой он хочет двигаться на сегодня. Но телефон в руках уж слишком часто. Если Макс смотрит много исторического, познавательного, развивающего контента, то Андрей был силён в головоломках и логических играх…но с появлением своего телефона у Андрея в большинстве все скатилось к более простым запросам – просмотры прохождения игр в ютубе и игры. Нам это не очень нравилось – книги он перестал читать….и мы с ним договорились, что он может играть столько минут на телефоне сколько минут будет читать книгу. Вначале Андрюша воспринял это с энтузиазмом и несколько книг улетело быстро (в смысле причиталось) и игралось тоже хорошо;) но со временем все скатилось на ноль…перестал читать – перестал играть, так шло неделями. Андрей был ответственным и все делал честно, но ему казалось несправедливым, что все братья в семье играют без чтения просто так и он остановился. Конечно Андрей понимал, что мы хотим лучшего для него, но долго в такой «пинг-понг» он играть не смог. Забегу наперёд и скажу, что Андрей сейчас читает и сам и братьям младшим вообще без привязки к играм. Ещё много что хочется написать, но уж слишком длинный текст выходит, пора закругляться.

Посыл от родителей: «Игры это развитие» игра игре рознь…есть игры в которых можно учиться тому, что пригодится в жизни. Есть масса приложений на телефон вашему ребёнку! Начиная от настольных игр, в которые можно практиковаться играть в телефоне чтобы потом обыгрывать всю семью в реале;) У нас популярные были/есть это английский, библейские истории, программирование, на эрудицию, на айкью и спортивные. Есть масса приложений на английском , есть очень толковые программы, но платные. Андрей ещё в том году несколько месяцев занимался по платной программе на развитие логики и эрудиции на английском (10$ мес). Это тот вариант где меньше, но лучше. Не бойтесь платить за хорошие приложения, то что действительно может помочь вашему ребёнку в развитии редко когда ничего не стоит, за качественный контент нужно платить (это мы уже все привыкли, что в интернете все бесплатно)

Советы по приложениям:

1. Phase 10 (настольная)
2. Risk (настольная)
3. Skip-Bo (настольная)
4. Superbook Kids Bible (интерактивное изучение Библии детям)
5. LinguaLeo (английский)
6. Brainwell – Brain training (та которая платная)
7. Squats приседания (спортивная)
8. Push Ups отжимания (спортивная) и то и другое от Runtastic
9. Lazy Monster (спортивная) – советую всем детям! Как приучить к зарядке по утрам и не только!

Автор – Анна Малюта.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *