Часто вопрос покупки ребенку игрушек решается, не исходя из потребностей ребенка, а исходя из маркетинговых соображений игрушечной индустрии. Именно огромное предложение, реклама, искусственно созданный спрос заставляет родителей покупать все новинки, часто под соусом того, что игрушки развивают нечто, то есть совершенно необходимы ребенку.
Дети тоже становятся участниками этого процесса, они еще энергичнее, чем в прежние времена заявляют – «купи, хочу!» Раньше – то игрушки были только в специальных магазинах, а теперь они повсюду и стимулируют желания ребенка.
Кроме того, поскольку дети – те же потребители, что и взрослые, у них появляется одна стойкая и малоприятная черта. Современный человек потребляет в момент покупки. То есть предвкушение покупки, сам факт покупки, и есть главная движущая сила, толкающая к действию. Впоследствии ребенок (как и взрослый) игрушкой интересуется мало, а иногда просто не открывает ее дома. Он уже получил от нее удовольствие, он ее приобрел, присвоил!
У родителей есть свои соображения, по которым они решают купить игрушку. Это и соображения престижа («чтобы ребенок был не хуже других»), и желание принести ребенку счастье («пусть порадуется!»), и банальная неспособность сказать ребенку «Нет!» или боязнь быть в глазах ребенка плохим родителем. Часто это своеобразный реванш за лишения своего детства («у меня не было, так пусть хоть у ребенка будет!»).
Игрушки и развитие
Постоянное потребление игрушек, как правило, не ведет к активному развитию ребенка, то есть ребенку не необходимы все те игрушки, которые он получает. Игрушки также не могут принести и стойкого ощущения счастья.
Большое количество игрушек обесценивает каждую конкретную игрушку, каждый подарок. Психика ребенка неспособна переработать больше какого – то количества стимулов. А у современного ребенка стимулов больше, чем возможностей полноценно всю эту информацию осваивать. Психика ребенка защищается простым методом – игрушку ребенок просит (яркая, что-то новое, заманчивое), а играть в нее не играет.
Исходя из этого, желательно контролировать количество игрушек, которые реально поступают к ребенку.
Основания для этого должны быть самые разумные.
Во – первых это материальные основания.
С одной стороны, это деньги, которые тратятся на игрушки. Ваша задача определить, сколько вы реально готовы потратить на игрушки и придерживаться именно этой суммы, несмотря на возможные требования ребенка.
Если ваш ребенок слишком настойчив, и вы постоянно находитесь с ним в процессе торговли «куплю – не куплю» это может сильно утомлять.
Здесь хороший выход – «Список желаний». Каждое новое желание ребенка в плане игрушек родители записывают в этот волшебный список и вешают на видное место. Когда приходит определенное время (допустим, раз в неделю, раз в месяц), покупается что-то по списку. В остальное время разговоры на эти темы не ведутся.
С другой стороны, материальные соображения – это еще и место в квартире семьи. Я была знакома с одной семьей, где желаниям ребенка никак не могли противостоять. В результате в условиях однокомнатной квартиры хранились, помимо прочих игрушек, 6 домиков Барби! Вся семья ходила как по минному полю, пытаясь не раздавить игрушки. Девочка требовала приобретать все новые игрушки, но от старых отказываться не желала.
Если денежные средства семьи позволяют родителям покупать неограниченное количество игрушек, то все же имеет смысл наладить некий «сбыт» старых игрушек. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы у ребенка было адекватное представление о реальности.
Невозможно все время приобретать, от части вещей нужно отказаться, передав их тем, кому теперь они нужны больше (например, малоимущим семьям). Если же ни от чего отказаться невозможно, то с новыми желаниями стоит подождать. Ведь мы не хотим воспитать своих детей бездумными потребителями, даже при наличии денег!
Скрытые причины покупки игрушек
Решая вопрос, купить ли мне очередную игрушку своему ребенку, нелишне будет задать себе вопрос – а зачем я это делаю? Что я хочу с помощью этой игрушки получить?
Ответы на это вопрос могу вас удивить. Если заглянуть глубоко в себя, то может оказаться, что игрушкой мы прикрываем чувство вины перед ребенком.
Например, отец, накричав на ребенка с утра перед детским садиком за то, что тот медлил с одеванием, может испытывать сильный импульс купить ребенку игрушку, чтобы снять это чувство вины. Или мать, которая находится в хроническом напряжении, ей не до ребенка особенно страдает, отказывая ему в какой – то игрушке, потому, что она чувствует, что ничего не может дать ребенку.
Игрушка, по сути, самый простой выход – и ребенок доволен и душевных вложений не нужно.
Часто отцы, которые покинули по каким – то соображениям семью, отличаются особой щедростью на игрушки, это облегчает их внутренний дискомфорт.
Так что, покупка игрушки вопрос простой только на первый взгляд.
Покупая игрушку, задайте себе вопрос – какой на самом деле я решаю вопрос? И действительно ли для решения этого вопроса игрушка – лучший инструмент?
Если вы хотите обрадовать ребенка, то возможно совместно проведенный вечер для него будет большей радостью.
Если вы решили ребенка развивать, то нужно задуматься, а исчерпаны ли все возможные ресурсы в уже имеющихся игрушках? Новый набор для творчества не разовьет ребенка больше коробки с цветными карандашами. Особенно, если уже пара наборов пылится в шкафу.
Если вы хотите поддержать статус ребенка в коллективе, стоит задуматься, лучший ли выход – дорогая игрушка? И чей статус вы обслуживаете – ребенка или ваш собственный?
В современном мире множество прекрасных игрушек. Наша задача, не объявлять им войну, но сделать так, чтобы они служили нашим интересам, а не становились нашими хозяевами.
Автор Елизавета Филоненко.