40-ка летний отец-блоггер папа Дима готовился к рождению дочки основательно и составил прекрасный список тезисов из книги Масару Ибука «После трех уже поздно» со своими комментариями, основанными на опыте воспитания любимой дочки Насти. Спешим поделиться с читателями наставлениями «правильного» папы и тезисами книги, которые он выписал для себя и которые воплотил в жизнь.
# Окружите ребенка красивой музыкой, человеческой речью и светом, пусть чаще общается с окружающими.
Мы не любители музыку слушать, а на даче у дедушки играло радио «Дача». Поэтому это условие не выполнялось. Хотя красивые колыбельные жена ставила… А вот темноты мы не допускали и разговаривали с малышкой постоянно.
# Впечатления детства формируют образ мышления. Удалите из его жизни страшилки, темноту, одиночество!
Никогда не бросали чадо, всегда рядом кто-то да был. Темнотой не пугали, страшилки не рассказывали. Хотя был такой случай: я читал крохе сказку про Трех поросят, и когда стал озвучивать Волка, дочка испугалась (читал не первый раз, эпизод воспринимался нормально). С тех пор я перестал эмоционально говорить «как Волк».
# Разместите в комнате вещи, за которыми ему было бы интересно наблюдать.
Над кроваткой мы подвесили мобиль с приличной музыкой, на обоях были цветные пятна, а над диваном висел зеркальный «дискотечный» шар. Наблюдать было за чем.
# Пересчитывайте с ребенком все, что он вам приносит. Или считайте то, что видите.
Мы с дочей каждый день по несколько раз считали пальчики на руках – вдруг за ночь или в течение дня кто-то из них пропал? И всегда стараемся посчитать героев или предметы на рисунках. Это упражнение у нас в списке ежедневных дел.
# Если нет слуха – не пойте малышу.
Нет. Не пою. А вот мама малютке пела иногда добрые колыбельные, у нее это хорошо получалось.
# Как можно больше времени будьте рядом с ребенком, как можно больше разговаривайте с ним.
Не оставляем ребенка одного. И не молчим, болтаем обо всем: Вон птичка за окном полетела, Вот папа заварку наливает, сейчас добавит кипяток, Ай-яй-яй, злой мальчик сломал в мультике девочкин домик и т.п
# Не сюсюкайте, говорите с деткой, как со взрослым.
О, это фишка всех родственников всех детей: почему-то взрослые считают, что шепелявя и сюсюкая они радуют малыша и говорят на одном с ним языке. Никогда не сюсюкал, жена тоже, и окружающих тоже просили говорить с дочкой «по-взрослому».
До трех лет закладываются основы ума, лидерства, лучше запоминаются образы, картинки, цифры.
# Не бросайте малыша, ребенок не должен быть предоставлен сам себе.
И не нужно оправдывать свою лень лозунгами типа «а как же свобода во имя воспитания Личности?»Всегда кто-то из нас был рядом с малышкой. Всегда организовывали ее игры, направляя в нужное русло энергию.
# Читайте только добрые сказки, не включайте в присутствии ребенка агрессивные и заунывные песни.
Не даю малышу страшные и «тупые» книжки. Очень часто я не читаю книгу, а рассказываю что-то по картинкам из нее.
# Не встревайте в ссоры детей. Конфликт – это хорошо. В меру, конечно: таким образом малыши общаются и познают мир, определяют свое место в нем. Ссоры – это уроки выживания в коллективе, и взрослая логика в детском мире не работает: пусть и подерутся, и поругаются. Но, повторюсь, в пределах разумного.
Не встреваю. Хотя малышка и не особо конфликтует с детками. Но было пару раз, что пытались обидеть ее, что она кого-то «прессовала». Ждал осмысления действий – и прекращал эксперимент.
# Играйтесь и занимайтесь с ребенком под что-то ритмичное, ему это нравится и так лучше запоминается (речь про музыку).
Здесь у нас пробел, поскольку я сам не люблю что-то делать под музыку, отвлекает.
# Помните, что у детей интересное – это правильное, неинтересное – нет.
Разрешаю дочке похулиганить, но если очень уж разойдется, пресекаю баловство без крика и ругани.
# Повторяйте – это лучший способ стимулировать интерес ребенка.
Гну выбранную мною линию, и день за днем повторяю: пойдем почитаем, после сна нужно умываться, надо зубки чистить и т.д.
# Не «убивайте» детское воображение и фантазии – позвольте малышке развивать творческие способности.
Всегда поддерживаю Настеньку в ее фантазиях: давай позвоним коту Кузе, давай вызовем спасателей пожарного Сэма, давай пожарим маме котлетки на игрушечной сковороде и т.д.
# Разнообразьте еду своего чада. Добавляйте больше разных специй, пусть познает вкусы. Помните, что неправильное питание – плохие привычки на всю жизнь.
Никаких «дошираков» и другой «вредной» еды. Кроме того, не разрешаю кушать вне кухни, исключение составляют фрукты. И со специями экспериментируем, жена понемногу кладет в еду разные штуки.
# Включайте ребенку новые телепередачи, они позволяют учиться правильно говорить. Если малыш привыкнет только к одному мультику или только к «Спокойной ночи, малыши», он не будет развиваться – нет разных голосов, нет искр эмоций, нет других звуков и словарный запас не расширяется.
Включаю. И сам рассказываю сказки разными голосами.
# Слушайте красивую музыку. И малыша приучайте к этому.
Музыку не слушаем особо, только радио играет в машине и на даче. Но грубые песни и всякие «панкушные» песни не включаем при доче.
# Заучивайте стихи, это тренирует память.
Автор рекомендует учить хайку Иссы. Тренируйтесь, пока ребенок получает удовольствие в учении. Учим потихоньку стишки Агнии Барто. Я говорю, дочь повторяет. Уже есть успехи, но наизусть, конечно, не читает.
Если забыл строчку, нужно начать читать стих сначала. И так раз за разом, не ленитесь!
# Окружайте детей лучшим, что у вас есть. Пусть листает каталоги, слушает музыку, смотрит книги и фильмы.
Смотрим с дочкой красивые книжки. Каталогов нет, фильмы пока не хочет смотреть, только мультики. Даю смотреть только те, где либо смысл и обучающее зерно есть, либо которые красиво нарисованы.
# Чаще хвалите ребенка, ведь успех в одном деле рождает уверенность в другом.
Всегда хвалю доченьку даже за мелкие успехи и победы, за послушание и прочие правильные действия.
# Дайте солнышку карандаши как можно раньше. Пусть оно рвет бумагу, рисует и разбрасывает игрушки – так оно растет творчески. Не останавливайте малыша, если что-то из предметов очень жаль – спрячьте. И не ругайте за изрисованные обои.
Карандаши дал давно, позволяю рвать бумагу и не ругаю за бардак в игрушках.
# Дайте малышу ватман, пусть ползает и рисует. Стандартный лист для рисования – стандартный человек.
Ватман пока не дал, но и дедушка, и мама принесли листы А2 и А3. Этого хватает, чтобы доча рисовала и на полу, и на столе, и на папиных коленях. Скоро начну склеивать эти листы, как раз и получится ватман. Если жаль денег на большие листки (денег стоит!!!), дате малышу газету :).
# Позволяйте ребенку наблюдать. Кладите его полулежа в коляске, пусть смотрит на мир.
Хорошенько запомнил этот совет, поэтому Настенька лежала в коляске только тогда, когда спала. А так всегда глазела на окружающих и очень сердилась, если мы поднимали капюшон коляски или пытались ее спрятать от ветра в корзине.
# Приучайте малыша к физическим упражнениям. Обязательно! И чем раньше, тем лучше.
Зарядку не делаем, не отжимаемся и не приседаем. Но я не переживаю – ребенок настолько активный, что никаких упражнений не нужно: бегает, танцует, прыгает постоянно.
# Тренируйте детке обе руки. Пока малыш маленький, у него одинаково хорошо получается делать что-то и правой, и левой рукой. Не ругайте ребенка, если он ест или рисует левой ручкой – просто следите за тем, чтобы он занимался и той, и другой кистью. Зачем? Для полноценного развития мышц обеих рук.
Специально не тренировал, дочка и так обеими руками все делала. Даже переживали, как бы левшой не стала. Но специально быть правшой не учили – само пришло.
# Помните, что ранее развитие – это не подготовка к детскому саду. Не стремитесь научить в два года ребенка читать и писать любой ценой, позвольте малышу развиваться правильно и естественно.
Не напрягаю дочу ни с чем. Не нравится ей занятие – откладываем, возвращаюсь к этому через день, а то и три. Нет системы обучения – просто читаем, учим буквы, смотри карточки Домана.
Как воспитать общительного и спокойного ребенка
# Восхищайтесь успехами малыша. Хвалите его.
Хвалю. Причем часто, и за каждое хорошее дело: принесла пульт :), нарисовала что-то, покушала и т.д.Мне добрые слова произнести не в тягость, а малышу приятно. Плюс пример вежливости подаю.
# Брать на руки – это правильно.
Да, друзья, на руки брать можно и нужно. Привыкнет и «сядет на шею»? Да ерунда все это. Ребенку крайне необходимо чувствовать тепло родителей, ему нужен тактильный контакт с самыми близкими людьми, так зачем лишать чадо радости? Я брал и беру дочь на руки, и никогда не запрещал и не запрещаю это делать родственникам.
# Плач ребенка – это просьба о чем-то.
Просто так малыш плакать не будет, не научился еще хитрить и выпрашивать. Да, есть и «ранние» хитрецы. Но все же притворный хнык от реального легко отличить. Поэтому я никогда не игнорировал плачущего малыша. И старался всеми силами решить проблему.
# Брать в постель ребенка – правильно. Нужно сказку рассказать или стих прочитать.
Тут аналогия с держанием на руках. С удовольствием заваливаемся на диван с дочей и читаем книжки, строим планы, смотрим телевизор. Чуть-чуть почитали-посмотрели-помечтали, и спать!
# Ребенок не должен чувствовать себя одиноким.
Очень серьезный пункт. Отдалится от вас чадо – никакими подарками обратно не вернете. А в старости одному будет очень плохо :(. Я никогда не оставлял Настю одну, всегда что-то вместе делали: играли, читали, лепили и пр. Да она и не позволяет оставлять ее одну :).
# Помните, что новорожденный чувствует ссору родителей.
С женой ссоримся очень-очень редко. А чтобы орали друг на друга, так вообще не помню таких моментов. При дочери не ругаемся, оба понимаем, что это ее травмирует.
# Отец должен чаще общаться с ребенком.
Общаюсь. Часто. И хочу еще чаще, но очень много времени забирает работа.
# Дети должны общаться между собой. Малышу нужны сверстники.
Это видно по доче – с удовольствием общается с детками на улице. Причем если есть выбор, идет к более старшим детям. Но она и сама в два года по развитию и комплекции выглядит на все три, а то и больше. Так что я за контакт с детьми: хотел в детский сад отдать в сентябре (вызов был), но семейный совет решил «годик погодить».
# Злоба и зависть – проявление бессилия. Нужно устранить причину расстройства, а не ругать.
У каждого из родителей возникают эти чувства: вы устали, а малыш разбил ценность, испортил дорогие продукты или пролил бытовую химию, очень часто и подолгу орет и пр. Но нужно понимать, что у ребенка есть на это причины. Да, бывают самодуры :), но кто в этом виноват?
Так что я стараюсь сдерживаться – ни разу еще не ударил со злости дочку и не накричал на нее. Голос повышал, но сам себя потом за это корил.
Будьте сдержанными, потому что вы детей ругаете за их крики, а сами делаете то же самое. У малыша взрыв мозга: почему мне нельзя, а папе/маме можно? Почему родители учат не кричать и не ругаться, а сами нарушают правила?
# Нельзя высмеивать ребенка перед другими людьми, тем более перед детьми.
Никогда не унижаю дочь перед другими малышами. Да и вообще не унижаю. Всегда думаю: а мне приятно было бы? Нет, конечно. Я бы обиделся на родителей и педагогический эффект оказался бы со знаком минус.
Так что ругайте ребенка только тет-а-тет или при близких родственниках, не оскорбляйте его акцентированием внимания на физических недостатках малыша и будьте всегда очень-очень корректны.
# Лучше хвалить, чем ругать.
Уже поговорили об этом. И снова предлагаю вспомнить себя: много ли пользы приносит ругать? Да вы про себя скажете: «Ну-ну, ори давай, надрывайся, мне все равно, что ты тут изрыгаешь…» — и вряд ли вынесете урок из потока брани родителей, начальника, коллег.
# Хвалите за хорошие поступки и объясняйте при плохих.
Всегда хвалю дочу, уже говорил про это. А вот когда она натворит (или собирается натворить) что-то ужасное, начинаю объяснять, почему нельзя так делать. Помните: просто говорить «так нельзя» — плохо, нужно «рисовать» яркие картины неприятностей, вызванных (или которые могут быть вызваны) действиями вашего солнышка.
# Ребенок – великий имитатор. Первый год: несознательное подражание. Второй и третий года: сознательно подражание, копирование взрослых. Обращайте внимание на свое поведение при малышах, потому что они могут «научиться» бояться и отрицать. Показывайте только хорошие привычки!
Стараюсь быть достойным примером для ребенка. Поэтому расстался с некоторыми «плохими» привычками, которые дочь могла бы скопировать. Никогда не матерюсь при малыше. С радостью встречаю и провожаю жену. Говорю спасибо за еду, за подарки и т.д. И стараюсь больше улыбаться.
Как приучить малыша к дисциплине?
# Шлепать ребенка старше года нельзя. К дисциплине следует приучать сразу: неправильно до года разрешать все, а потом вводить запреты.
За серьезные шалости делаю внушение. Не ругаю, не кричу, а говорю «Ай-яй-яй, Настя, так нельзя! Потому что….». Ни в коем случае не шлепаю малышку по попе. Хотя порой очень хочется ей «надрать задницу» :). И стараюсь приучать к дисциплине – есть вещи, которые не позволяю ей делать, хотя она упорно пытается настоять на своем.
# Если ребенок стремится помочь, дайте ему такую возможность. Если хочет нести хрупкое – дайте то, что не разобьется.
Не только поощряю желание, но и прошу помочь. Если отказывается – не настаиваю, но помощь всегда принимаю с благодарностью.
# Поощряйте интерес – если что-то делает, не отбирайте у него это.
Поощряю. Не отбираю отвертки, молотки, вилки, ножницы и пр. Если может что-то испортить, просто смотрю за ее действиями более внимательно и через некоторое время стараюсь отвлечь чем-то менее опасным или разрушительным.
# Должен быть распорядок дня. Который нужно привязать к каким-то ситуациям или телепередачам. Не к часам, которые ребенок не понимает, а к моментам жизни в течение дня.
Работаем над этим. Например, я прихожу с работы раньше, чем жена. Дочь просит включить мультики. Объясняю, что да, включу, но сначала почитаем, полепим и порисуем. А потом, когда приедет мама, включим телевизор. Поэтому вечерние мультики «привязываем» к маминому приезду.
# У ребенка свое представление о порядке. Дети чувствительны к изменениям, не переставляйте вещи.
Здесь все в порядке, частая перестановка мебели, коробок с игрушками, книг и пр. – это не про нас :).
Еще несколько правил воспитания малыша до трех лет
# Ребенок может одеваться во что угодно и играть во что угодно, половых различий нет. Но только до трех лет.
Мальчишеской одежды нет, мои вещи дочь не трогает. Так что совет запомнил, но применять негде и незачем. А в садик малышка пойдет как раз ближе к трем.
# Говорите правду на половые темы.
Пока вопросов не возникает, хотя доча уже знает, что есть мальчики и девочки – различает их по прическе и одежде. А вот как потом будет вопрос на половые темы решаться, пока не знаю. Если у кого-то есть опыт или книжку действительно толковую кто читал – делитесь.
# Думайте о перспективах на будущее. То, что востребовано сегодня, может быть неактуальным завтра.
Думаем. Уже выбрали «вечновостребованную» профессию ребенку :). И потихоньку подталкиваем ее к проявлению интереса именно в этом направлении.
# Лучшее воспитание – материнская любовь.
Это есть. Мама очень любит дочу. И до сих пор кормит сисей, так что связь не нарушена :).
# Воспитание родителей!
Пытаемся быть хорошими родителями, стараемся изменить себя в лучшую сторону, чтобы стать достойным примером для малыша. И порой пляшем под дудку маленького тирана ?
# Учитесь у своих детей.
Учимся. К словам прислушиваемся – иногда скажет что-нибудь, потом думаешь: а зачем я так сделал? А вот надо бы изменить в себе это. И т.д. На поступки смотрим, тоже на многое глаза открывает это дело.
# Дети – не ваша собственность. У ребенка есть право выбора, он хозяин своего будущего.
Не давим на малыша. Но за рамки выходить не позволяем. А в остальном дочке привольно живется. Профессию ж выбрали! Да, выбрали. Если получится – она согласится с нами. Нет – настаивать не будем. И мы уже твердо решили, что никаких принудительных занятий музыкой, танцами и вязанием…
# Неуверенность матери – вред ребенку. Не стоит гнаться за модными течениями, штампами, методами.
Тут все в порядке. Жена ни за чем не гонится, адекватная мама и домохозяйка. Зато папа гонится ? – пытается воспитывать дите по Доману и Ибуке. Но все, что было сделано, пошло на пользу (я в этом уверен).
# Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку.
Мама у дочи скромница и умница, так здесь все нормально.
# Приказывая что-то делать, действуйте примером.
Если прошу что-то сделать, всегда:
— предлагаю альтернативу (выключим телевизор – пойдем почитаем книжку);
— сам делаю то, что прошу (закроем планшет, пойдем яблочко поедим);
— помогаю малышу (давай собирать игрушки).
Игрушки и ребенок
# Много игрушек – плохо, они рассеивают внимание. Дайте одну игрушку, пусть развивает мышление и воображение.
Игрушек у нас много. Но они либо развивающие, либо уже были куплены (приняты в дар) до рождения малышки (плюшевые мишки-зайки-ежики). Просил родственников не покупать «бестолковые» игрушки, поэтому все подарки заранее согласовываются :).
# Коробку для игрушек нужно купить. И нужно регулярно считать игрушки.
Считаем и пересчитываем. Ящик сначала хотели купить, но после переезда остались хорошие картонные коробки, используем их для хранения игрушек.
# Предлагайте ребенку и жесткие предметы, и мягкие, и острые, и тупые, и легкие, и тяжелые. Это понимание окружающего мира.
Делаем. Дочка и с ножами-вилками умеет обращаться, и ножницами стрижет, и гирю мою 24-килограммовую «тягает». В первые полтора года у нее был коврик со всякими штучками для знакомства с твердыми, шуршащими и звенящими предметами, теперь же она может брать практически все, до чего дотянется.
# Готовые игрушки нравятся меньше.
Наверное. Но пока ребенок мал, своими руками немного он может сделать. Вот сумочку мы «сшили» с дочей – ходит, радуется :). И это только начало, в планах постоянно покупать творческие наборы и вместе делать что-то интересное. Жена, кстати, уже «отложила» на АлиЭкспресс похожую поделку.
# Книжки – не только для чтения. Пусть строит из них домики, пусть просто играет как игрушкой. Это развитие творческого потенциала.
Разрешаю ребенку использовать книжки как ему угодно. К счастью, почти не рвет книги и не использует их в качестве строительного материала. Зато я время от времени изображаю с помощью больших книг крышу над головой – и малышка охотно «обезьянничает».
# Лепка, вырезание, склеивание – это здорово!
Действительно здорово. Лепим, вырезаем, клеим, шьем. И всем советуем.
# Играйте по ролям. Пусть не пьесу, но что-то такое домашнее должно быть.
Играем. Спектакли не ставим, но я могу быть лошадкой, больным, мамой, пожарным Сэмом. Хотя чаще всего приходится быть папой Свином :).
# Не подавляйте волю ребенка. Хочет играть – пусть играет, а не только учится.
Не заставляю учиться. Вижу, что потеряла интерес к чему-то – тут же откладываю занятия и переключаюсь на другое. Например, карточки Домана используем не только для занятий, но для изображения фонтанов, салютов, для формирования стопочек бумаг и пр.
# Пусть ребенок будет лучше родителей!
Согласен. И очень этого хочу: буду очень счастлив, если Настенька возьмет все самое лучшее от папы, мамы и их родителей. А она возьмет :).
Автор папа Дима.