Воображение является одной из важнейших психических функций, влияющих на дальнейшую жизнь ребенка. Фактически вся его игровая деятельность опирается именно на это свойство, а в будущем и напрямую влияет на обучение, поскольку в процессе какой-либо деятельности необходимо представлять результат заранее, постоянно искать способы достигнуть цели новыми способами.
Именно поэтому очень важно всячески способствовать развитию воображения с самого раннего детства ребенка. Активные проявления этой психической функции проявляются у ребенка в два–три года.
Какими особенностями обладает воображение у детей дошкольного возраста?
Многими взрослыми отмечается, что у маленьких детей воображение развито значительно лучше, чем у взрослых, и с возрастом оно словно бы «затухает». На самом деле это не совсем так, просто здесь в дело вступают некоторые возрастные особенности.
#Для начала стоит определиться, что представляет собой процесс воображения у дошкольника? Это комбинация различных элементов реально приобретенного опыта. У маленьких детей результат такого комбинирования получается довольно причудливым за счет малого накопления опыта и еще не устоявшихся шаблонов.
Воображение у дошкольников является более фантастичным, нежели у взрослого, однако это опять же связано с недостатком опыта. Ребенок еще недостаточно хорошо знает законы реального мира, и пытается объяснить все непонятное теми категориями, которые ему доступны.
В раннем дошкольном возрасте воображение ребенка более ситуативно, что заметно по тому, что ему сложно планировать дальнейшую деятельность. Особенно это заметно по изобразительной деятельности, когда, например, ребенок не может предугадать результат своего рисунка, придумывая ему объяснение уже на ходу. Однако уже к старшему дошкольному возрасту эта картина меняется, и ребенок начинает уже более тщательно подгонять свои действия под заранее запланированную цель.
Чем родители могут поспособствовать развитию воображения у дошкольника?
Влияние родителей на развитие воображения у детей начинается с самого младенчества, продолжаясь и в более старшем возрасте. В него входит чтение сказок, обогащение малыша опытом, посвящение его в те или иные явления. Однако можно выделить отдельные дидактические способы, работающие и в более старшем возрасте.
# В первую очередь, необходимо поощрять все примеры детского творчества: сказки, рисунки, стишки.
# Полезно заниматься с ребенком рисованием и лепкой из пластилина или глины. Можно предлагать ребенку нарисовать то, что он увидел или узнал за день, придумывать заранее какие-то сюжеты.
# Использование игры, где по получившейся на листе кляксе необходимо придумать, на что она похожа. Как вариант, для старших дошкольников можно использовать вариант с рассыпанными по листу зернышками риса, между которыми надо провести линии и потом определить, на что получился похож рисунок.
# Игра с использованием недорисованных предметов, которые ребенку необходимо дорисовать самостоятельно. Можно использовать различные вариации – от реально существующих предметов до абстракций. Примеры смотрите в нашей статье.
# Можно включать ребенку музыку, лучше всего классическую, а потом предложить придумать, о чем могла бы рассказать такая мелодия. В таких упражнения нет «неправильных» ответов!
# Можно предложить ребенку готовое начало сказки, конец которой нужно будет додумать самостоятельно.
# Упражнение, где ребенку предлагается нарисовать полностью фантастическое животное или растение. Придумать ему имя, историю.