Воспитание

Что значит “достаточно хорошая мать”?

С точки зрения Дональда Вудса Винникотта мать должна стать для ребенка «довольно хорошей» матерью; при этом вариант «идеальная» мать столь же пагубен, как и «плохая» мать, и, более того, быть «плохой» матерью для ребенка лучше, чем быть для него матерью «идеальной».

Достаточно хорошая мать

«Достаточно хорошая» мать устанавливает с ребенком отношения, названные «холдингом» (от англ. hold − поддерживать) − это состояние, когда все потребности ребенка удовлетворяются, он защищен, но не знает, что его поддерживают. Это способствует тому, что ребенок экспериментирует с внешним миром и исследует его, но при этом находится в безопасных условиях, которые обеспечивает мать. За счет холдинга на ранних этапах развития у ребенка формируется «чувство субъективного всемогущества», которое он вскоре утрачивает. Состояние холдинга должно длиться недолго.

Развитие нормальное и патологическое

Тут я хочу обратиться ко всем матерям: не забывайте о себе: это будет полезно вашему ребенку! Чем старше становится ребенок, тем больше мать должна уделять внимание себе и тем меньше потребностям ребенка. Такое отношение позволит ребенку переключиться с субъективных объектов (которые он создает в воображении) на объективные объекты (которые существуют в реальности).

Реальный объект характеризуется тем, что на него можно опереться, плюс, он не разрушится, если на него направить агрессию. Очень маленький ребенок еще не знает, реальная ли вы мать − он должен выяснить это. Так, ребенок направляет на мать агрессию, и если мать не выдерживает ее, то ребенок делает вывод, что она − фантазия. Боясь разрушить любимую фантазию, он вынужден сдерживать себя, то есть подделывать свое самоощущение, заставляя себя вместо агрессии испытывать другие (ложные) чувства.

Чтобы понять разницу между «довольно хорошей» матерью и «плохой» и «идеальной», рассмотрим их: увидим, чего делать категорически не рекомендуется.

«Плохая» мать

«Плохая мать», во-первых, не устанавливает холдинг. Во-вторых, она, таким образом, вынуждает ребенка преждевременно адаптироваться к реальности, к которой ребенок еще не готов − ему нужна поддержка. Ребенок не может узнать себя в таких условиях, что приводит к формированию ложных представлений о себе, к формированию ложного Я.

«Идеальная» мать

«Идеальная» мать тоже способствует созданию ложного Я, но она «заходит» с другой стороны. Она устанавливает холдинг, но потом не отпускает ребенка (вот почему столь важно уделять внимание себе, своим потребностям и интересам, и постепенно снижать степень опеки над ребенком). Это формирует у ребенка инфантилизм − он «привык», что все всегда за него будет сделано, и «привычка» никуда со временем не девается. «Идеальная» мать удовлетворяет потребность ребенка еще до того, как он осознает ее. Например, кормит ребенка до того, как он испытывает голод. Поэтому психологи не рекомендуют кормить ребенка по часам: откуда, в итоге, ребенок узнает о том, что он голоден и что такое голод вообще? Не узнает.

При этом «идеальная» мать хуже, чем «плохая», так как в первом случае ребенок сливается со своей матерью, он не знает реальности и не способен с ней справиться. «Плохая» мать все же заставляет своего ребенка познать реальность и научиться реагировать на нее. Однако вам я желаю стать для своего ребенка «достаточно хорошей» матерью.

Автор – Наталья Барсукова.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Для любых предложений по сайту: [email protected]